ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 РДО 27.04.2020 г.







ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 РДО 27.04.2020 г.

Целую эпоху со всеми ее противоречиями охватывает творчество великого немецкого поэта, мыслителя и критика Генриха Гейне (1797—1856). Он начинает свой путь в 20-е годы. Лирика молодого Гейне развивается в русле тех завоеваний, которые были достигнуты поэтами-романтиками гейдельбергской школы (особенно К. Брентано). В письме к нему от 7 июня 1826 г. Гейне пишет, что он «рано воспринял влияние немецких народных песен», «что только в ваших песнях я нашел то чистое звучание, ту подлинную простоту, к которым я всегда стремился».
В свою знаменитую «Книгу песен» (1827) Гейне включил поэтические циклы, публиковавшиеся им с 1821 г., — «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море» и др. Но книге присуще единство своеобразного лирического романа — отдельные циклы органически продолжают друг друга. Цельность придает ей образ лирического героя, взволнованно вбирающего в себя впечатления окружающего мира. Это герой то иронически насмешливый, то романтически восторженный, но неизменно сохраняющий позицию духовного превосходства над «цивилизованным» обществом верноподданных филистеров, тех самых «гладких мужчин» и «гладких дам» на гладком паркете, о которых он пишет в стихотворном прологе к «Путешествию по Гарцу»: «Я хочу подняться в горы, чтоб смеяться там над вами».
Но позиция лирического героя отнюдь не сводится к демонстрации своего превосходства над убожеством немецкой действительности. Образ романтического героя «Книги песен» многогранен, потому он и находил разных читателей. Лирические пейзажи, бесчисленные вариации на тему неразделенной любви, многоликий образ любимой — то страдающей, то равнодушно жестокой — все это сразу нашло широкий отклик.
 В «Книге песен» Гейне не только восторженно-патетичен и ироничен, но и трагичен. Даже тема неразделенной любви перерастает из интимной, частной в социально-философскую тему, ибо не просто личные невзгоды делают поэта трагически одиноким. Как писал один из первых его рецензентов, известный писатель Карл Иммерман, содержание этих стихотворений только внешне сводится к любовным огорчениям. «Но стоит взглянуть на дело глубже, и выяснится, что сознание поэта волнуют гораздо более сильные мотивы, чем любовное несчастье, и что бедная девушка, которую поэт так горько бранит, расплачивается за чужие прегрешения». В этом смысле ключевым можно считать 13-е стихотворение цикла «Возвращение на родину». На вопрос девушки, чего ему недостает, поэт отвечает: того, чего недостает многим на немецкой земле; если она назовет самые тяжкие беды, она назовет также и его беду.
Развивая и обогащая в первых циклах структуру фольклорной песни и баллады, Гейне в цикле «Северное море» обращается к свободной форме стихотворения, сочетающего философские размышления с повествовательными элементами баллады и с патетической интонацией оды. Такие стихотворения, как «Буря» или «Слава морю», пафосом утверждения и боевым мажорным тоном отличаются от ранних циклов «Книги песен» и в целом выделяются на фоне романтической лирики 20-х годов. При этом патетика и гиперболизм не отменяют иронии — именно сочетание их придает неповторимые черты стихотворениям цикла. «Книга песен» — одна из вершин немецкой романтической лирики. Гейне подвел в ней итог целому этапу ее развития — одному из самых плодотворных в ее истории.
Другая замечательная книга молодого Гейне — «Путевые картины», также публиковавшаяся отдельными частями (1826—1831). Необычность ее жанра заставляет вспомнить фрагмент Ф. Шлегеля об универсальной романтической поэзии: «Только романтическая поэзия, подобно эпосу, может быть зеркалом всего окружающего мира, отражением эпохи». Гибкость и раскованность речи, эмоциональную напряженность, мастерство пейзажных зарисовок, лиризм, пронизывающий эпическое повествование, — все эти завоевания романтизма — от Вакенродера до Гофмана — органически воспринял Гейне.
Разные части «Путевых картин» существенно отличаются друг от друга композицией, манерой повествования, соотношением лирико-романтического и публицистически-сатирического начал. Наибольшую славу поэту принесли первая часть книги («Путешествие по Гарцу») и вторая новелла второй части («Идеи. Книга Ле Гран»). Поездка в горы Гарца дает возможность поэту нарисовать живописные пейзажи и создать образы случайных спутников. В этой случайности есть, однако, своя логика: в выразительно обрисованных типах студентов, трактирщиков, коммивояжеров, господ и служанок поэт передает социальную психологию своего времени. Тут и полный иронии панегирик немецкой верности, и сатирический портрет националиста, одеждой и прической желающего походить на древних германцев, и как бы вскользь брошенные слова о том, что мы живем в знаменательные времена, когда тысячелетние соборы сносятся, а императорские троны отправляются в чуланы. И тут же, в пути, вспоминаются легенды и предания, они как бы расширяют диапазон путевого дневника, создают поэтическую дистанцию, отделяющую поэта-романтика от его тривиальных спутников, в том числе и от тех, что витиевато восхищаются восходом и заходом солнца, стремясь не пропустить ни одной из тех красот, что перечислены в путеводителе по Гарцу. В мастерски переданных неуловимых переходах от восторга к отрицанию и, наоборот, от иронии к романтическому пафосу состоит неповторимое и неувядаемое художественное своеобразие прозы «Путевых картин».
Отрывок «Идеи. Книга Ле Гран» представляет совершенно другую жанровую разновидность в сравнении с первой книгой «Путевых картин». Здесь герой не осматривает никаких достопримечательностей, он лишь размышляет и вспоминает. Центральным является воспоминание о 1806 г., когда родной город Гейне Дюссельдорф перешел под юрисдикцию Наполеона. Образ французского императора, торжественно проезжающего по главной аллее дворцового сада, представлен в романтическом ореоле («деревья в трепете наклонялись вперед... а вверху, в синем небе, явственно плыла золотая звезда»). Заглавным героем его книги становится все же не император, а простой барабанщик наполеоновской армии Ле Гран, который, по словам Гейне, научил его французскому языку, приобщил к понятиям «свобода», «равенство», «братство», ибо умел на своем барабане исполнять «Красный марш гильотины». Впервые Гейне так громко и открыто заявляет о своей приверженности идеям Французской революции, пропаганда которых в тогдашней Германии приобретала актуальный политический смысл. Книга о барабанщике Ле Гране открывала важную тему передовой немецкой литературы 30-40-х годов.
В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Генриха Гейне. В мае 1831 г. он эмигрирует из Германии и отныне до конца жизни живет в Париже. В 30-е годы он выступает преимущественно как критик и публицист. Важное значение имеет книга, адресованная французским читателям, — «Романтическая школа», полемически направленная против книги Ж. де Сталь «О Германии». Протест у Гейне вызвали попытки де Сталь в начале века представить идиллически бесконфликтной ту старую Германию, на разрушение которой поднялись все передовые немецкие писатели 30-х годов.
В 1843 г. после многолетнего перерыва поэт совершил поездку в Германию. Итогом ее явились поэма «Германия. Зимняя сказка» и поэтический цикл «Современные стихотворения». «Германия. Зимняя сказка» (1844) — вершинное произведение литературы немецкой революционной демократии. Гейне и в этой поэме прибегает к романтическим образам, чтобы ярче, острее представить кошмарное зрелище германской действительности. Романтическая ирония в ней уступает место суровой и страстной сатире. Недаром поэт вспоминает в финале «дантов ад» и «устрашающие терцины» великого флорентийца — он убежден в огромной разрушительной силе своего сатирического слова.
Как и в «Романтической школе», он непримирим по отношению ко всякой романтике, за которой скрываются реакционные политические цели, будь то мечта о новом Барбароссе или шумиха вокруг достройки Кельнского собора. Романтические образы самого Гейне обретают боевой смысл. Таков образ ликтора с топором, сопровождающего поэта и призванного воплощать критическую мысль в революционное действие. Блестящего эффекта достигает поэт, насыщая свой диалог с Барбароссой примерами из эпохи якобинского террора.
Обличительной поэме предпослана первая глава, в которой образ девочки, поющей о юдоли земной, вырастает в символ покорности, религиозного отречения, обезоруживающего народ в борьбе за свое будущее. Именно здесь, под влиянием Сен-Симона, Гейне излагает программу переустройства мира на началах равенства и справедливости: его «новая песнь, лучшая песнь» призывает к тому, чтобы «здесь, на земле» — устроить «царство небесное», а для этого нужно, чтобы «прилежные руки» не трудились для «ленивого брюха». Боевая оптимистическая увертюра к поэме в какой-то мере смягчает суровый и мрачный эпилог — предсказание безрадостного будущего для Германии.
Поэма «Германия. Зимняя сказка», которую мы с вами еще более подробно рассмотрим на практическом занятии, была опубликована вместе с циклом «Новые стихотворения», куда вошла и политическая лирика начала 40-х годов (которая теперь печатается отдельно как цикл «Современных стихотворений»). Здесь также преобладают сатирические мотивы («Хвалебные песни королю Людвигу», «Новый Александр»). Не щадит Гейне и политических поэтов, иронические вопросы задает он Гервегу, а в стихотворении «Политическому поэту» выражает сомнение, что современные Тиртеи найдут понимание у немецкого обывателя: «Раб о свободе любит петь под вечер в заведенье. От этого питье вкусней, живей пищеваренье».
В лирику Гейне входит новая тема. На события в Силезии он откликается стихотворением «Силезские ткачи». Среди потока сентиментальных откликов, авторы которых выражали сочувствие ткачам, Гейне (наряду с Веертом) раскрывает эту тему масштабно. За грозным рефреном «мы ткем» угадывается бунтующая масса. Поэт создает обобщенный романтический образ пролетариев, и их проклятие старой Германии звучит как грозное предупреждение грядущих мстителей.
Последний стихотворный сборник поэта «Романсеро» (1851) многообразен и многозначен. Первая его часть — «Истории» — напоминает собрание баллад, но это баллады по-гейневски иронические и сатирические; к ним близка и третья часть — «Еврейские мелодии» с известным сатирическим «Диспутом». Вторая часть — «Ламентации» — включает в себя стихи разного содержания, среди них и «Enfant perdu» — вариант «Памятника» или эпитафии самому себе, оценки своей роли как солдата в боях за свободу.
Творчество Гейне — выдающееся явление не только немецкой, но и европейской литературы второй четверти века. Противоречия его мировоззрения, неоднозначность его отношения к романтизму, парадоксальное сочетание «вольной песни», отвергающей всякую тенденцию, с бичующей сатирой — все это отражает не только его индивидуальные особенности, но и сложный процесс развития западноевропейского общества. Боевой пафос «новой, лучшей песни» и непримиримость к любым формам гнета — социального и духовного — обеспечили огромную популярность Гейне в России.
Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/nemeckaya-literatura-1830-1849.htm
Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/nemeckaya-poslenapoleonovskoj-reakcii.htm



Рекомендуем обратиться к следующим материалам:
https://www.youtube.com/watch?v=bJUJePjJkUw&list=RDQMskRl5zdxoDQ&start_radio=1 - Документальный фильм "Известные люди. Генрих Гейне". 

https://www.youtube.com/watch?v=MtA9PZe6AKQ - Документальный фильм о Гейне. 


Комментарии

  1. Лекцию получила. Спасибо.
    Абдурахманова Зарема Н. 2 курс РДО, 2 гр.

    ОтветитьУдалить

  2. Лекцию получила.
    Магомедова Патимат Салимовна 2к,1гр, РДО.

    ОтветитьУдалить
  3. Камалиева Гёзель 2 курс,2 группа РДО
    Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  4. Магомедерова Кизлер Магомедеровна 2к,1гр,РДО

    Лекцию получила, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Наврузова Цибац. 2 группа. Лекцию получила, спасибо

    ОтветитьУдалить
  6. Омариева Гурия 1 группа.
    Лекцию получила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Багомедова Хадижат 2 курс 2 группа РДО .
    Лекцию получила.

    ОтветитьУдалить
  8. Абдурахманова Зульфия А. 2 к., 2 гр., РДО. Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  9. Магомедова Патиматбика М. 2 курс 1 группа РДО. Лекцию получила. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
  10. Джамалдинова И.2курс 1группа
    Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  11. Абдуллаева Айшат Базиевна 2 курс Рдо 1 группа. Информация получена. Спасибо за лекцию!

    ОтветитьУдалить
  12. Юсупова Аминат К 2курс 1группа,лецкию получила, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  13. Лекцию получила, спасибо!
    Магаева Зубайдат 2 группа РДО.

    ОтветитьУдалить
  14. Насурова Аминат Эскеровна 2 курс РДО 2 акад группа. Лекцию получила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  15. Асевова И 2РДО 2 гр
    Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  16. Абасова Замира 2 курс РДО 2 акад группа. Лекцию получила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  17. Тавлуева Барият 2 курс РДО. Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  18. Теймурова Гюльнара 2 курс РДО 2 акад группа. Лекцию получила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  19. Бажаева Ажа 2 курс РДО, 1 группа. Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  20. Алимагомедова Патимат, 1 группа. Лекцию получила,спасибо

    ОтветитьУдалить
  21. Темирханова М 2РДО/1ГР
    Лекцию получила, спасибо!

    ОтветитьУдалить

  22. Даудова 2РДО , 2 группа .
    Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  23. Абдуломарова Марьям РДО 2 курс, 1 группа. Лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  24. Гелегова Марьям.Лекцию получила.

    ОтветитьУдалить
  25. Алиева Хатима.
    Лекцию получила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  26. Магомедова Айшат Б. 2РДО 2гр
    Лекцию получила,спасибо !

    ОтветитьУдалить
  27. Лекцию получила, спасибо!
    Валиева Гюлженнет 2РДО, 2 академ.

    ОтветитьУдалить
  28. Лекцию получила, спасибо.
    Бабаева Джаганханум 2 курс 1 группа РДО

    ОтветитьУдалить
  29. Амирханова Патимат 2 РДО 1 группа лекцию получила

    ОтветитьУдалить
  30. Алиева Хатима. 2 курс, 1 гр
    Лекцию получила.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий