ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ
ГЕНРИХА ГЕЙНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 РДО 27.04.2020 г.
Целую
эпоху со всеми ее противоречиями охватывает творчество великого немецкого поэта,
мыслителя и критика Генриха Гейне (1797—1856). Он начинает свой путь в 20-е
годы. Лирика молодого Гейне развивается в русле тех завоеваний, которые были
достигнуты поэтами-романтиками гейдельбергской школы (особенно К. Брентано). В
письме к нему от 7 июня 1826 г. Гейне пишет, что он «рано воспринял влияние
немецких народных песен», «что только в ваших песнях я нашел то чистое
звучание, ту подлинную простоту, к которым я всегда стремился».
В
свою знаменитую «Книгу песен» (1827) Гейне включил поэтические циклы, публиковавшиеся
им с 1821 г., — «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на
родину», «Северное море» и др. Но книге присуще единство своеобразного
лирического романа — отдельные циклы органически продолжают друг друга.
Цельность придает ей образ лирического героя, взволнованно вбирающего в себя
впечатления окружающего мира. Это герой то иронически насмешливый, то
романтически восторженный, но неизменно сохраняющий позицию духовного
превосходства над «цивилизованным» обществом верноподданных филистеров, тех
самых «гладких мужчин» и «гладких дам» на гладком паркете, о которых он пишет в
стихотворном прологе к «Путешествию по Гарцу»: «Я хочу подняться в горы, чтоб
смеяться там над вами».
Но
позиция лирического героя отнюдь не сводится к демонстрации своего
превосходства над убожеством немецкой действительности. Образ романтического
героя «Книги песен» многогранен, потому он и находил разных читателей.
Лирические пейзажи, бесчисленные вариации на тему неразделенной любви,
многоликий образ любимой — то страдающей, то равнодушно жестокой — все это сразу
нашло широкий отклик.
В «Книге песен» Гейне не только
восторженно-патетичен и ироничен, но и трагичен. Даже тема неразделенной любви
перерастает из интимной, частной в социально-философскую тему, ибо не просто
личные невзгоды делают поэта трагически одиноким. Как писал один из первых его
рецензентов, известный писатель Карл Иммерман, содержание этих стихотворений
только внешне сводится к любовным огорчениям. «Но стоит взглянуть на дело
глубже, и выяснится, что сознание поэта волнуют гораздо более сильные мотивы,
чем любовное несчастье, и что бедная девушка, которую поэт так горько бранит,
расплачивается за чужие прегрешения». В этом смысле ключевым можно считать 13-е
стихотворение цикла «Возвращение на родину». На вопрос девушки, чего ему
недостает, поэт отвечает: того, чего недостает многим на немецкой земле; если
она назовет самые тяжкие беды, она назовет также и его беду.
Развивая
и обогащая в первых циклах структуру фольклорной песни и баллады, Гейне в цикле
«Северное море» обращается к свободной форме стихотворения, сочетающего
философские размышления с повествовательными элементами баллады и с
патетической интонацией оды. Такие стихотворения, как «Буря» или «Слава морю»,
пафосом утверждения и боевым мажорным тоном отличаются от ранних циклов «Книги
песен» и в целом выделяются на фоне романтической лирики 20-х годов. При этом
патетика и гиперболизм не отменяют иронии — именно сочетание их придает
неповторимые черты стихотворениям цикла. «Книга песен» — одна из вершин
немецкой романтической лирики. Гейне подвел в ней итог целому этапу ее развития
— одному из самых плодотворных в ее истории.
Другая
замечательная книга молодого Гейне — «Путевые картины», также публиковавшаяся
отдельными частями (1826—1831). Необычность ее жанра заставляет вспомнить
фрагмент Ф. Шлегеля об универсальной романтической поэзии: «Только
романтическая поэзия, подобно эпосу, может быть зеркалом всего окружающего
мира, отражением эпохи». Гибкость и раскованность речи, эмоциональную напряженность,
мастерство пейзажных зарисовок, лиризм, пронизывающий эпическое повествование,
— все эти завоевания романтизма — от Вакенродера до Гофмана — органически
воспринял Гейне.
Разные
части «Путевых картин» существенно отличаются друг от друга композицией,
манерой повествования, соотношением лирико-романтического и
публицистически-сатирического начал. Наибольшую славу поэту принесли первая
часть книги («Путешествие по Гарцу») и вторая новелла второй части («Идеи.
Книга Ле Гран»). Поездка в горы Гарца дает возможность поэту нарисовать
живописные пейзажи и создать образы случайных спутников. В этой случайности
есть, однако, своя логика: в выразительно обрисованных типах студентов,
трактирщиков, коммивояжеров, господ и служанок поэт передает социальную психологию
своего времени. Тут и полный иронии панегирик немецкой верности, и сатирический
портрет националиста, одеждой и прической желающего походить на древних
германцев, и как бы вскользь брошенные слова о том, что мы живем в
знаменательные времена, когда тысячелетние соборы сносятся, а императорские
троны отправляются в чуланы. И тут же, в пути, вспоминаются легенды и предания,
они как бы расширяют диапазон путевого дневника, создают поэтическую дистанцию,
отделяющую поэта-романтика от его тривиальных спутников, в том числе и от тех,
что витиевато восхищаются восходом и заходом солнца, стремясь не пропустить ни
одной из тех красот, что перечислены в путеводителе по Гарцу. В мастерски
переданных неуловимых переходах от восторга к отрицанию и, наоборот, от иронии
к романтическому пафосу состоит неповторимое и неувядаемое художественное
своеобразие прозы «Путевых картин».
Отрывок
«Идеи. Книга Ле Гран» представляет совершенно другую жанровую разновидность в
сравнении с первой книгой «Путевых картин». Здесь герой не осматривает никаких
достопримечательностей, он лишь размышляет и вспоминает. Центральным является
воспоминание о 1806 г., когда родной город Гейне Дюссельдорф перешел под
юрисдикцию Наполеона. Образ французского императора, торжественно проезжающего по
главной аллее дворцового сада, представлен в романтическом ореоле («деревья в
трепете наклонялись вперед... а вверху, в синем небе, явственно плыла золотая
звезда»). Заглавным героем его книги становится все же не император, а простой
барабанщик наполеоновской армии Ле Гран, который, по словам Гейне, научил его
французскому языку, приобщил к понятиям «свобода», «равенство», «братство», ибо
умел на своем барабане исполнять «Красный марш гильотины». Впервые Гейне так
громко и открыто заявляет о своей приверженности идеям Французской революции,
пропаганда которых в тогдашней Германии приобретала актуальный политический
смысл. Книга о барабанщике Ле Гране открывала важную тему передовой немецкой
литературы 30-40-х годов.
В
30-е годы начинается новый этап в творчестве Генриха Гейне. В мае 1831 г. он
эмигрирует из Германии и отныне до конца жизни живет в Париже. В 30-е годы он
выступает преимущественно как критик и публицист. Важное значение имеет книга,
адресованная французским читателям, — «Романтическая школа», полемически
направленная против книги Ж. де Сталь «О Германии». Протест у Гейне вызвали
попытки де Сталь в начале века представить идиллически бесконфликтной ту старую
Германию, на разрушение которой поднялись все передовые немецкие писатели 30-х
годов.
В
1843 г. после многолетнего перерыва поэт совершил поездку в Германию. Итогом ее
явились поэма «Германия. Зимняя сказка» и поэтический цикл «Современные
стихотворения». «Германия. Зимняя сказка» (1844) — вершинное произведение
литературы немецкой революционной демократии. Гейне и в этой поэме прибегает к
романтическим образам, чтобы ярче, острее представить кошмарное зрелище
германской действительности. Романтическая ирония в ней уступает место суровой
и страстной сатире. Недаром поэт вспоминает в финале «дантов ад» и «устрашающие
терцины» великого флорентийца — он убежден в огромной разрушительной силе
своего сатирического слова.
Как
и в «Романтической школе», он непримирим по отношению ко всякой романтике, за
которой скрываются реакционные политические цели, будь то мечта о новом
Барбароссе или шумиха вокруг достройки Кельнского собора. Романтические образы
самого Гейне обретают боевой смысл. Таков образ ликтора с топором,
сопровождающего поэта и призванного воплощать критическую мысль в революционное
действие. Блестящего эффекта достигает поэт, насыщая свой диалог с Барбароссой
примерами из эпохи якобинского террора.
Обличительной
поэме предпослана первая глава, в которой образ девочки, поющей о юдоли земной,
вырастает в символ покорности, религиозного отречения, обезоруживающего народ в
борьбе за свое будущее. Именно здесь, под влиянием Сен-Симона, Гейне излагает
программу переустройства мира на началах равенства и справедливости: его «новая
песнь, лучшая песнь» призывает к тому, чтобы «здесь, на земле» — устроить
«царство небесное», а для этого нужно, чтобы «прилежные руки» не трудились для
«ленивого брюха». Боевая оптимистическая увертюра к поэме в какой-то мере
смягчает суровый и мрачный эпилог — предсказание безрадостного будущего для
Германии.
Поэма
«Германия. Зимняя сказка», которую мы с вами еще более подробно рассмотрим на
практическом занятии, была опубликована вместе с циклом «Новые стихотворения»,
куда вошла и политическая лирика начала 40-х годов (которая теперь печатается
отдельно как цикл «Современных стихотворений»). Здесь также преобладают
сатирические мотивы («Хвалебные песни королю Людвигу», «Новый Александр»). Не
щадит Гейне и политических поэтов, иронические вопросы задает он Гервегу, а в
стихотворении «Политическому поэту» выражает сомнение, что современные Тиртеи
найдут понимание у немецкого обывателя: «Раб о свободе любит петь под вечер в
заведенье. От этого питье вкусней, живей пищеваренье».
В
лирику Гейне входит новая тема. На события в Силезии он откликается
стихотворением «Силезские ткачи». Среди потока сентиментальных откликов, авторы
которых выражали сочувствие ткачам, Гейне (наряду с Веертом) раскрывает эту
тему масштабно. За грозным рефреном «мы ткем» угадывается бунтующая масса. Поэт
создает обобщенный романтический образ пролетариев, и их проклятие старой
Германии звучит как грозное предупреждение грядущих мстителей.
Последний
стихотворный сборник поэта «Романсеро» (1851) многообразен и многозначен.
Первая его часть — «Истории» — напоминает собрание баллад, но это баллады
по-гейневски иронические и сатирические; к ним близка и третья часть —
«Еврейские мелодии» с известным сатирическим «Диспутом». Вторая часть —
«Ламентации» — включает в себя стихи разного содержания, среди них и «Enfant
perdu» — вариант «Памятника» или эпитафии самому себе, оценки своей роли как
солдата в боях за свободу.
Творчество
Гейне — выдающееся явление не только немецкой, но и европейской литературы
второй четверти века. Противоречия его мировоззрения, неоднозначность его
отношения к романтизму, парадоксальное сочетание «вольной песни», отвергающей
всякую тенденцию, с бичующей сатирой — все это отражает не только его
индивидуальные особенности, но и сложный процесс развития западноевропейского
общества. Боевой пафос «новой, лучшей песни» и непримиримость к любым формам
гнета — социального и духовного — обеспечили огромную популярность Гейне в
России.
Источник:
http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/nemeckaya-literatura-1830-1849.htm
Источник:
http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/nemeckaya-poslenapoleonovskoj-reakcii.htm
Рекомендуем обратиться к следующим материалам:
https://www.youtube.com/watch?v=bJUJePjJkUw&list=RDQMskRl5zdxoDQ&start_radio=1 - Документальный фильм "Известные люди. Генрих Гейне".
https://www.youtube.com/watch?v=MtA9PZe6AKQ - Документальный фильм о Гейне.
Лекцию получила. Спасибо.
ОтветитьУдалитьАбдурахманова Зарема Н. 2 курс РДО, 2 гр.
ОтветитьУдалитьЛекцию получила.
Магомедова Патимат Салимовна 2к,1гр, РДО.
Лекцию получила. Спасибо!
ОтветитьУдалитьКамалиева Гёзель 2 курс,2 группа РДО
ОтветитьУдалитьЛекцию получила
Магомедерова Кизлер Магомедеровна 2к,1гр,РДО
ОтветитьУдалитьЛекцию получила, спасибо!
Наврузова Цибац. 2 группа. Лекцию получила, спасибо
ОтветитьУдалитьОмариева Гурия 1 группа.
ОтветитьУдалитьЛекцию получила. Спасибо!
Багомедова Хадижат 2 курс 2 группа РДО .
ОтветитьУдалитьЛекцию получила.
Абдурахманова Зульфия А. 2 к., 2 гр., РДО. Лекцию получила
ОтветитьУдалитьМагомедова Патиматбика М. 2 курс 1 группа РДО. Лекцию получила. Спасибо)
ОтветитьУдалитьДжамалдинова И.2курс 1группа
ОтветитьУдалитьЛекцию получила
Абдуллаева Айшат Базиевна 2 курс Рдо 1 группа. Информация получена. Спасибо за лекцию!
ОтветитьУдалитьЮсупова Аминат К 2курс 1группа,лецкию получила, спасибо.
ОтветитьУдалитьЛекцию получила, спасибо!
ОтветитьУдалитьМагаева Зубайдат 2 группа РДО.
Насурова Аминат Эскеровна 2 курс РДО 2 акад группа. Лекцию получила. Спасибо!
ОтветитьУдалитьАсевова И 2РДО 2 гр
ОтветитьУдалитьЛекцию получила
Абасова Замира 2 курс РДО 2 акад группа. Лекцию получила. Спасибо!
ОтветитьУдалитьТавлуева Барият 2 курс РДО. Лекцию получила
ОтветитьУдалитьТеймурова Гюльнара 2 курс РДО 2 акад группа. Лекцию получила. Спасибо!
ОтветитьУдалитьБажаева Ажа 2 курс РДО, 1 группа. Лекцию получила
ОтветитьУдалитьАлимагомедова Патимат, 1 группа. Лекцию получила,спасибо
ОтветитьУдалитьТемирханова М 2РДО/1ГР
ОтветитьУдалитьЛекцию получила, спасибо!
ОтветитьУдалитьДаудова 2РДО , 2 группа .
Лекцию получила
Абдуломарова Марьям РДО 2 курс, 1 группа. Лекцию получила
ОтветитьУдалитьГелегова Марьям.Лекцию получила.
ОтветитьУдалитьАлиева Хатима.
ОтветитьУдалитьЛекцию получила. Спасибо!
Магомедова Айшат Б. 2РДО 2гр
ОтветитьУдалитьЛекцию получила,спасибо !
Лекцию получила, спасибо!
ОтветитьУдалитьВалиева Гюлженнет 2РДО, 2 академ.
Лекцию получила, спасибо.
ОтветитьУдалитьБабаева Джаганханум 2 курс 1 группа РДО
Амирханова Патимат 2 РДО 1 группа лекцию получила
ОтветитьУдалитьАлиева Хатима. 2 курс, 1 гр
ОтветитьУдалитьЛекцию получила.