Гротеск как основа построения романтического образа
1. Понятие «гротеск» нуждается в особом освещении, ибо до
настоящего времени можно встретить неверное употребление термина – в значении
«гипербола» применительно к отрицательным явлениям.
2. Гротеск (от итал. grottesco – причудливый) – это вид
комического, основанный на совмещении реального и нереального, ужасного и
смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Отличается от
юмора, иронии, сатиры тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, и это
позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать
остросатирический образ.
3.
Именно романтикам принадлежат главные открытия в
области изучения гротеска и его поэтики. Мир представляется романтикам лишенным
гармонического равновесия, абсурдным, а человек – потерявшим верность
матери-природе, зацикленным на материальном, на деньгах, нравственно
деградировавшим. Гротеск в их понимании должен был обнажить оскал неромантического столетия – ненавистного
романтикам века филистерства и буржуазной меркантильности. Даже французскую
революцию, породившую романтизм, Фридрих Шлегель трактовал как «ужаснейший
гротеск эпохи, где в страшном хаосе смешались глубочайшие предрассудки и
жесточайшие преследования века».
4.
Гротеск является основой композиции и построения
главного образа повести-сказки «Крошка Цахес», ибо гротескным представляется
автору сам реальный мир. Основа конструкции образа маленького уродца и
конфликта заключена в противостоянии сущности и видимости, причем видимость
становится сильнее сущности. Гофман нагромождает нелепости: карлик получает чин
министра и орден зеленопятнистого тигра на 20-ти алмазных пуговицах. Гибнет
Цахес в конце повествования: тонет в «роскошном серебряном горшке», подаренном
ему самим князем в знак особой милости. Нереален как цвет ордена, так и его
размер. Эта нереальность умышленная. На этой яркой гиперболе построен и образ
Цахеса, и романтический гротеск, двойственный в своей основе и усиливающий
контрасты реальности путем заострения, укрупнения явлений.
5.
Предсказав будущие тоталитарные режимы ХХ века,
великий Гофман создает гротескно-сатирический образ «просвещенного»
государства, мощной опорой которого являются полиция и церковь. В таком
государстве даже могущество волшебников напрямую связано с золотом: фея раз в
девять дней причесывает Цахеса золотым гребнем, чтобы усилить его мощь,
направленную на присвоение чужих достоинств.
6.
Свойства Цахеса – ничтожества, паразитирующего на
чужих талантах и подчиняющего себе всех окружающих, – черта вневременная. Герой
романа известного немецкого писателя конца ХХ века Патрика Зюскинда «Парфюмер»
Гренуй унаследовал черты Цахеса.
7.
Гротеск, то есть контраст между внешней и внутренней
сторонами героев, лежит и в основе характеров героев романа В. Гюго «Собор
Парижской Богоматери». В каждом характере ярко выражена какая-то одна черта.
Феб внешне прекрасен, но внутренне пуст, чем воплощает светское общество. Эсмеральда
прекрасна внешне и душой, но не может оценить любовь Квазимодо.
8.
Наиболее яркий
гротеск романа Гюго – образ Квазимодо: внешнее безобразие скрывает в нем
душевную красоту. Искривленный, горбатый и одноглазый, настоящее романтическое
чудовище, он кажется «ожившей химерой», люди ненавидят его за уродство, а он
платит им озлоблением. Даже Эсмеральде не дано разгадать его прекрасную душу,
недаром он горестно шепчет вслед счастливому сопернику: «Значит, вот – каким
надо быть! Красивым снаружи!».
9.
Гротеск конструирует и образ Собора – композиционного
центра романа, связывающего так или иначе все события. Собор совмещает
несовместимые архитектурные стили разных эпох. Собор – это одновременно
«следствие творческих усилий народа» и культовое сооружение, отнявшее у тех,
кто с ним соприкасался, свободу духа.
Прекрасное занятие! Спасибо, Артем Евгеньевич!
ОтветитьУдалитьОчень коротко и ясно, спасибо за информацию
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию
ОтветитьУдалить