Лекция на тему: «Творчество Жорж Санд. Истоки феминистской теории. Роман «Индиана» для студентов 2 РО 21.04.2020 г.













Лекция на тему: «Творчество Жорж Санд. Истоки феминистской теории. Роман «Индиана» для студентов 2 РО 21.04.2020 г. 

Жорж Санд (1804-1876) - это мир прекрасных образов, духовных поисков и открытия истины. Ее творчество - большое историко-литературное явление романтического XIX столетия. Она, как истинный романтик, заглянула в такие глубины человеческой души, которые еще не открывались никому до того времени; именно с ее именем связана постановка проблемы эмансипации женщины во французской литературе.
В романах Авроры Дюпен, которая писала под мужским псевдонимом Жорж Санд, указанная проблема приобрела характер противостояния с окружением, с собственными убеждениями и стремлениями или же глубокой психологической драмы самого человека, который сделал определенный шаг вопреки общепринятой морали.
Аврора Дюпен родилась в 1804 г., в небольшом городке Ноан, недалеко от Парижа, в дворянской семье. Отец был офицером наполеоновской армии. Мать происходила из семьи мещан и была женщиной легкого поведения. Воспитанием девочки занималась сначала рано овдовевшая мать, потому что родные отца долгое время не признавали ее. Потом опеку над ней взяла бабушка - аристократка Мария-Аврора Дюпен, которая жила в своем поместье Ноан.
 С этого момента в душе девочки назрел раскол: она просто обожала свою мать, которая осталась в Париже, и любила бабушку. Но эти две женщины ненавидели друг друга. Однажды бабушка рассказала 14-летней девочке всю правду про «аморальное» поведение матери. Это был тяжелый удар для Авроры. Тогда она взбунтовалась и была отправлена на обучение в женский Августинский монастырь, где хотела остаться на всю жизнь. Там она влюбилась в интеллигентную и обаятельную монахиню Марию-Алисию и попросила удочерить ее. «Вас? - удивилась Алисия. - Но вы чрезвычайно отчаянный чертенок в монастыре!»
В 1821 г. умерла бабушка, и Аврора стала владелицей богатого поместья Ноан. Современники считали Жорж Санд непостоянной и бессердечной, называли ее бисексуальной. Жорж Санд была коренастою женщиной, невысокого роста, с выразительными чертами лица и темными глазами. Она постоянно курила сигары, а ее движения были резкими. Мужчин притягивали ее интеллект и жажда жизни. Она же не теряла головы от славы и популярности и оставалась верной только себе. Окружающие восхищались образованностью и умом будущей писательницы.

В 1822 г. Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. Молодое супружество было счастливым. Аврора стала хорошей хозяйкой. Не прошло и года, как в семье появился первый ребенок - сын Морис. Но было что-то не так. Физическая близость не приносила радости Авроре, а духовной между мужем и женой не было. Они будто разговаривали на разных языках. В одном из писем своему мужу Аврора писала: «Когда мы разговаривали, особенно о литературе, поэзии, ты даже не знал имен писателей, о которых я говорила, и ты называл мои суждения глупыми, а чувства романтическими. Я перестала говорить об этом, я чувствовала себя разбитой от осознания того, что наши вкусы никогда не совпадут...». Казимир очень боялся потерять Аврору и даже начал читать «умные книжки». Пропасть между простаком Казимиром и его умной женщиной увеличивалась с каждым днем. Он начал пить.
После 9 лет несчастной семейной жизни перед ней предстал выбор между личной свободой и правилами поведения в обществе. Аврора решила покинуть мужа, зная осуждение светского общества. Процесс развода длился более года, но «игра в суде» того стоила: Аврора добилась свободы от ненавистного мужа, и дети - дочь Соланж и сын Морис, несмотря на старания Казимира, остались с ней.
Пытаясь достичь экономической независимости, Аврора начала писать романы. Оставив мужа, она уехала в Париж. Знатная и богатая женщина ничего не взяла с собой. Она жила в дешевых комнатах, зарабатывая себе на жизнь работой в газете «Фигаро». На эти факты биографии писательницы важно указать потому, что они в той или иной мере легли в основу первых ее романов и вообще многое проясняют в ее творчестве.
Уже в первые годы жизни в Париже Аврора Дюдеван носила мужскую одежду, и свои романы подписывала мужским именем. От своего женского имени она хотела избавиться, изменив и его, и весь свой вид. С того времени о себе она писала и говорила только в мужском роде. Она выступила против института буржуазного брака, который базировался на подавлении и пользе, боролась за права женщин. Недолгим экспериментом оказался ее роман с писателем Проспером Мериме, к которому Санд не имела абсолютно никаких чувств. Поэтому их отношения скоро сошли на ноль. «Я думала, - писала Санд, - что он обладает секретом счастья, что он мне откроет его...что его беспечность вылечит мою детскую чувственность».
В начале весны 1833 года Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе, который был на шесть лет моложе нее. Этот союз вызвал очередную волну критики со стороны высшего общества: «И что она только себе позволяет, эта вольтерьянка! Презирает устои общества, меняет мужчин, как перчатки, а еще...». Аврору эти разговоры только развлекали. В течение двух лет они были счастливы, особенно во время путешествия в Италию. Альфред безумно любил ее и воспевал в своих стихах. Совместная жизнь закончилось в Венеции, где у постели больного Мюссе она нашла своего нового возлюбленного - врача Пьетро Паджелло.
С некоторыми из ее любовников отношения складывались совсем иначе, когда Санд полностью контролировала ситуацию. Разница в годах никогда ее не останавливала: белокурые юноши, которые вызвали материнские чувства, всегда были ее слабостью. Именно в таком ракурсе происходил ее роман с выдающимся польским композитором Фредериком Шопеном. Он был на шесть лет моложе нее и их связь длилась более девяти лет. Жорж Санд обожала его музыку и самого композитора, преследуя его всюду. Их роман начался в 1838 году, по мнению критиков, именно в эти годы они создали свои лучшие произведения, и она стала известна миру как автор «Консуэло». Аврора порвала с ним все отношения, когда он выступил против нее в одном из споров, которые она вела с мужем своей дочери.
Профессиональным литератором Жорж Санд стала в 1830 г., когда была сотрудником журнала «Фигаро». Первый роман «Роз и Бланш» Аврора Дюпен написала в соавторстве с Жюлем Сайдо. Чтобы подогреть интерес читателей, Аврора решила взять общий для них псевдоним Жюль Санд (в том, что писателем должен быть именно мужчина, она не сомневалась).
В целом литературное наследие писательницы охватывает более чем 100 романов и повестей, 18 драм, большое количество публицистических статей, многотомную автобиографию и более чем 18 тысяч писем. Работая для газет и журналов, она ежедневно писала 20 обязательных страниц, что стало нормой ее литературного труда.
В начале своего творчества писательница разработала новый жанр во французской литературе XIX в. - психологический романтический роман. Обращение к психологическому роману с минимальным количеством действующих лиц и внешних событий вытекало из представления писательницы о том, что человек нуждался не столько свободы в социальном обществе, сколько индивидуальной свободы ее духовной жизни.
 Поэтому творчество Жорж Санд - это стремление переосмыслить литературную традицию, где женщина зависела от социальной среды, была обречена на унижения. Писательница обращалась к женщине как объекту прежде всего психологического изображения, отслеживала ее настроения, ход мыслей, смену чувств. Своим творческим пером она боролась за освобождение женщины, за ее право распоряжаться собственной судьбой, и называла себя «Спартаком среди рабынь».
В ее романах создана целая галерея образов передовых женщин, которые пытались избавиться от унижения в обществе и браке. В своих произведениях Жорж Санд предлагала идею «свободной женщины», предоставив ей возможность самой управлять своей судьбой, иметь равные права и возможности с мужчинами в повседневной жизни и общественной деятельности.
В многочисленных романах Жорж Санд идеи освобождения личности, эмансипации женщины, демократизма сочетались с утопией. Героиням ее литературных произведений часто удавалось победить в слишком тяжелых жизненных ситуациях. В последний момент им везло: например, если женщине необходимо поменять возлюбленного, ее муж «случайно» умирал. В реальной жизни, к большому сожалению, Жорж Санд сама принимала необходимые меры в аналогичной ситуации, не очень, как видим, надеясь на помощь свыше.
До последних своих дней Жорж Санд оставалась верной романтической традиции. Несмотря на это, ее объединяла тесная дружба с Г.Флобером и О. Бальзаком - сторонниками реалистического течения. До последних дней писательница не оставляла своего пера. На склоне лет она пришла к выводу: «Мои внуки - лучшая гигиена души и тела. С ними я не чувствую заката. Я опять Аврора!» В 1876 г. сердце Жорж Санд перестало биться.

В творчестве писательницы критики выделяют три периода:
1.    Период романтического созревания и возмужания. Этот период продолжался до середины 30-х годов. Для него наиболее характерными стали романы: «Индиана», «Валентина», «Жак» и др. Ведущая тема - тема зависимости и унизительного положения женщины в обществе.
2.    Период перелома в мировоззрении и эстетике Жорж Санд (II пол. 30-х гг. - 1848 г.), связан с ее увлечением утопическим социализмом. В творчестве писательницы это проявилось в идеализации народа как носителя высших моральных качеств. Именно в этот период были созданы романы: «Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», дилогия «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт», «Мельник из Анжибо». Главные герои этих романов - это бунтари - женщины, и их бунт, преломленный через проблему эмансипации женщины.
3.    Этот период творчества наиболее длительный и наименее динамичный (после 1848 г.). Писательница все заметнее выходила из ритма общественного и литературного развития. Она создала ряд романов, в которых центральное место отведено изображению узкого мира семейной жизни, где звучали мотивы примирения с действительностью.
Роман «Индиана» - литературный дебют французской писательницы
 «Индиана» также был задуман как совместный роман, но Жюль Сандо так и не принял участия в его написании, и Аврора Дюдеван написала сочинение самостоятельно. Она по собственным убеждениям не хотела выступать в литературе под своим именем. Издатель настаивал на сохранении псевдонима, который уже был известным читателям. С другой стороны, Аврора не хотела выпускать в свет книгу под общим псевдонимом, к которой Сандо не имел никакого отношения. Выход нашли: вымышленную фамилию оставили неизменной, а имя Жюль изменили на Жорж.
Критики сразу заметили роман, появились положительные отзывы в литературных газетах и журналах. Бальзак в свое время писал: «Эта книга - реакция правды на фантастику, нашего времени - на средневековье, внутренней драмы - на вошедшие в моду необычайные происшествия, простой современности - на преувеличение исторического жанра». И только в клерикальных и реакционных кругах произведение встретили враждебно, рассматривая его как аморальный роман, направленный против брака.
Эпоха достаточно четко определена: действие охватило период с осени 1827 года до конца 1831 года. Это годы кризиса эпохи Реставрации, которая привела к падению режима. В романе - только отклики этих событий. Даже разговоры о политике носили лишь общий, схематичный характер, что воспринималось только как средство, которое позволило контрастно противопоставить героев.
По первоначальным замыслам произведение должно было заканчиваться самоубийством Ральфа и Индианы. Но это могло негативно сказаться на издании книги, поскольку католическая церковь осуждала самоубийство. В последней редакции появилась заключительная глава со счастливой концовкой.
Российские читатели еще при жизни писательницы познакомились с ее творчеством. Роман «Индиана» в переводе А. и И. Лазаревых вышел в свет уже в 1833 году и вызвал целую волну восхищения.
Уже в первом самостоятельном романе «Индиана» Жорж Санд подняла главную проблему - «женский вопрос». Бесправие женщины в обществе она рассматривала как выражение несправедливого общественного строя: «Она не любила своего мужа, потому что ее заставляли его любить, и ее сознательная борьба против любого морального принуждения стала ее второй природой, принципом поведения, законом счастья...». В произведении проблема угнетения женщины переросла в проблему угнетения человека вообще.
В основу романа положены события из личной жизни писательницы, отношения с мужем и развод с ним, но события эти романтично переосмыслены и преувеличены. Содержание произведения поднято на уровень большой социально-нравственной прозы.
В центре книги - личная драма молодой женщины Индианы, наделенной пылкими чувствами и богатым внутренним миром. Она страдала от морального угнетения со стороны мужа, полковника Дельмара, и нашла духовное освобождение в любви к Раймону. Но ее трагедия росла в процессе того, как Индиана все больше влюблялась в Раймона, человека скорее эгоистичного и непостоянного в любви. Его также любила служанка Нун, которая закончила жизнь самоубийством из-за любви к нему. Хотела уйти из жизни и Индиана, когда Раймон, испугавшись осуждения общества, отказался от нее. Но героиня, отстаивая собственную самоценность и самоуважение, стремилась к коренной ломке общественных стереотипов, направленных против женщины.
Конфликт между Индианой и Дельмаром постепенно разгорелся с небывалой силой. Героиня бросила мужа и решила ехать в Париж разыскивать Раймона. Но он уже забыл ее и женился. Любовник отвернулся от Индианы, узнав, что она покинула дом, мужа, потому что боялся скандала. И молодая женщина в отчаянии вернулась обратно на остров. Там она узнала о тайной и глубокой любви кузена Ральфа Брауна. Вместе с ним Индиана должна была броситься в водопад. Но благодаря случаю молодые люди не погибли и зажили счастливо.
Природная искренность и душевность, молодой задор и неугасимая энергия помогли главной героине романа найти свое счастье. Она сделала сознательный выбор спутника жизни и обрела собственное предназначение: любить и быть любимой. Тем самым Жорж Санд постановила, что счастье человека вне цивилизации, в общении с природой. Этими мыслями писательница была близка идеям Ж.-Ж. Руссо. Но в более поздних романах она отказалась от такого романтического финала, и герои последующих романов часто находили выход в самоубийстве.
          На протяжении всего творчества Жорж Санд настойчиво искала свой стиль, отказавшись лишь от реалистичного созерцания мира, в котором, по ее мнению, не достаточно фантазии, выдумки и идеальности. Как писатель - романтик она всегда шла к идеалу, призывала «изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какими они есть». Эти эстетические принципы отразились и в ее последующих романах. 

Рекомендуем обратиться к следующим материалам:

https://www.youtube.com/watch?v=dUUGxbEtD3k - Передача о Жорж Санд. 


Комментарии

  1. С лекцией ознакомлена, Милана Меджидова, 1 гр 2 курс РО

    ОтветитьУдалить
  2. Салихова Хадижат,2 РО,2 группалекцию изучила,конспект сделала.

    ОтветитьУдалить
  3. Магомедова Айшат,2 РО,2 группа,лекцию изучила.

    ОтветитьУдалить
  4. Лекцию изучила🌈
    Конспект написала🌈

    ОтветитьУдалить
  5. Давудова Патимат 1 группа 2РО
    с лекцией ознакомилась. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
  6. Алиева Ульяна 1 группа
    Спасибо за лекцию

    ОтветитьУдалить
  7. Ахмедова Муминат 1 группа
    Спасибо, лекцию пишу, через себя комментарий оставить не получается

    ОтветитьУдалить
  8. КУРБАНОВА РАИСАТ 1ГР
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Лекцию изучила, конспект сделала
    Зеленова Виолетта, 2 курс РО 2 группа

    ОтветитьУдалить
  10. Реут Екатерина 2РО 1гр. с лекцией ознакомлена, спасибо

    ОтветитьУдалить
  11. Самый стильный и эстетически оформленный блог🔥

    ОтветитьУдалить
  12. Исаева Марьям
    С лекцией ознакомилась 👍 спасибо за материал

    ОтветитьУдалить
  13. Мусаева Наида
    Спасибо за лекцию, очень интересный материал 👍🏻Пишу с аккаунта Самедовой т.к через свой войти не получилось

    ОтветитьУдалить
  14. Сурхаева Саида 1г.,2к. р.О
    Спасибо за лекцию

    ОтветитьУдалить
  15. Муслимова Альбина 1г.,2к.Р.О
    Спастбо за лекцию

    ОтветитьУдалить
  16. Казиева Ума, 2РО 2 группа
    Спасибо за то, что не забываете о нас

    ОтветитьУдалить
  17. Махмудова Гулисер РО2 2 группа
    Спасибо за лекцию, конспект сделала 🙏
    У меня проблемы с доступом на сайт, поэтому пишу так

    ОтветитьУдалить
  18. Алиева Ума, 2 группа 2РО
    Люблю ваши лекции. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
  19. Хизриева Тайбат, 2РО, 2 группа
    Спасибо большое за интересную лекцию. Конспект выполнила

    ОтветитьУдалить
  20. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  21. Максудова Хава, 2 гр. Лекцию изучила, спасибо за материал))

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте, прочла,законспектировала, спасибо! Алиева Гёзелия,2 группа РО

    ОтветитьУдалить
  23. Исахаева Булбул 1 группа
    Лекцию изучила. Спасибо за информацию. Через свой аккаунт не получается оставлять комментарий.

    ОтветитьУдалить
  24. С лекцией ознакомилась, конспект сделала. Спасибо за материал🍀

    ОтветитьУдалить
  25. Магомедова Насиба ,2РО (2 группа )
    Лекцию изучила ,конспект написала .Спасибо

    ОтветитьУдалить
  26. Джабуева Сара 2ГР ,Лекцию изучила ,конспект сделала

    ОтветитьУдалить
  27. Спасибо за лекцию!Ознакомилась и переписала в лекционную тетрадь)

    ОтветитьУдалить
  28. Дибирова Диана 2 группа.
    Лекцию изучила,конспект написала.

    ОтветитьУдалить
  29. Лекцию изучила, конспект сделала
    Алиева Динара

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий