Лекция на тему: «Творчество Жорж Санд. Истоки феминистской теории. Роман «Индиана» для студентов 2 РО 21.04.2020 г.
Лекция на тему: «Творчество Жорж Санд.
Истоки феминистской теории. Роман «Индиана» для студентов 2 РО 21.04.2020 г.
Жорж Санд (1804-1876) -
это мир прекрасных образов, духовных поисков и открытия истины. Ее творчество -
большое историко-литературное явление романтического XIX столетия. Она, как
истинный романтик, заглянула в такие глубины человеческой души, которые еще не
открывались никому до того времени; именно с ее именем связана постановка
проблемы эмансипации женщины во французской литературе.
В романах Авроры Дюпен,
которая писала под мужским псевдонимом Жорж Санд, указанная проблема приобрела
характер противостояния с окружением, с собственными убеждениями и стремлениями
или же глубокой психологической драмы самого человека, который сделал
определенный шаг вопреки общепринятой морали.
Аврора Дюпен родилась в
1804 г., в небольшом городке Ноан, недалеко от Парижа, в дворянской семье. Отец
был офицером наполеоновской армии. Мать происходила из семьи мещан и была
женщиной легкого поведения. Воспитанием девочки занималась сначала рано
овдовевшая мать, потому что родные отца долгое время не признавали ее. Потом
опеку над ней взяла бабушка - аристократка Мария-Аврора Дюпен, которая жила в
своем поместье Ноан.
С этого момента в душе девочки назрел раскол:
она просто обожала свою мать, которая осталась в Париже, и любила бабушку. Но
эти две женщины ненавидели друг друга. Однажды бабушка рассказала 14-летней
девочке всю правду про «аморальное» поведение матери. Это был тяжелый удар для
Авроры. Тогда она взбунтовалась и была отправлена на обучение в женский
Августинский монастырь, где хотела остаться на всю жизнь. Там она влюбилась в
интеллигентную и обаятельную монахиню Марию-Алисию и попросила удочерить ее.
«Вас? - удивилась Алисия. - Но вы чрезвычайно отчаянный чертенок в монастыре!»
В 1821 г. умерла бабушка,
и Аврора стала владелицей богатого поместья Ноан. Современники считали Жорж
Санд непостоянной и бессердечной, называли ее бисексуальной. Жорж Санд была
коренастою женщиной, невысокого роста, с выразительными чертами лица и темными
глазами. Она постоянно курила сигары, а ее движения были резкими. Мужчин
притягивали ее интеллект и жажда жизни. Она же не теряла головы от славы и
популярности и оставалась верной только себе. Окружающие восхищались
образованностью и умом будущей писательницы.
В 1822 г. Аврора вышла
замуж за Казимира Дюдевана. Молодое супружество было счастливым. Аврора стала
хорошей хозяйкой. Не прошло и года, как в семье появился первый ребенок - сын
Морис. Но было что-то не так. Физическая близость не приносила радости Авроре,
а духовной между мужем и женой не было. Они будто разговаривали на разных
языках. В одном из писем своему мужу Аврора писала: «Когда мы разговаривали,
особенно о литературе, поэзии, ты даже не знал имен писателей, о которых я
говорила, и ты называл мои суждения глупыми, а чувства романтическими. Я
перестала говорить об этом, я чувствовала себя разбитой от осознания того, что
наши вкусы никогда не совпадут...». Казимир очень боялся потерять Аврору и даже
начал читать «умные книжки». Пропасть между простаком Казимиром и его умной
женщиной увеличивалась с каждым днем. Он начал пить.
После 9 лет несчастной
семейной жизни перед ней предстал выбор между личной свободой и правилами
поведения в обществе. Аврора решила покинуть мужа, зная осуждение светского
общества. Процесс развода длился более года, но «игра в суде» того стоила:
Аврора добилась свободы от ненавистного мужа, и дети - дочь Соланж и сын Морис,
несмотря на старания Казимира, остались с ней.
Пытаясь достичь
экономической независимости, Аврора начала писать романы. Оставив мужа, она
уехала в Париж. Знатная и богатая женщина ничего не взяла с собой. Она жила в дешевых
комнатах, зарабатывая себе на жизнь работой в газете «Фигаро». На эти факты
биографии писательницы важно указать потому, что они в той или иной мере легли
в основу первых ее романов и вообще многое проясняют в ее творчестве.
Уже в первые годы жизни в
Париже Аврора Дюдеван носила мужскую одежду, и свои романы подписывала мужским
именем. От своего женского имени она хотела избавиться, изменив и его, и весь
свой вид. С того времени о себе она писала и говорила только в мужском роде.
Она выступила против института буржуазного брака, который базировался на
подавлении и пользе, боролась за права женщин. Недолгим экспериментом оказался
ее роман с писателем Проспером Мериме, к которому Санд не имела абсолютно
никаких чувств. Поэтому их отношения скоро сошли на ноль. «Я думала, - писала
Санд, - что он обладает секретом счастья, что он мне откроет его...что его
беспечность вылечит мою детскую чувственность».
В начале весны 1833 года
Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе, который был на
шесть лет моложе нее. Этот союз вызвал очередную волну критики со стороны
высшего общества: «И что она только себе позволяет, эта вольтерьянка! Презирает
устои общества, меняет мужчин, как перчатки, а еще...». Аврору эти разговоры
только развлекали. В течение двух лет они были счастливы, особенно во время
путешествия в Италию. Альфред безумно любил ее и воспевал в своих стихах.
Совместная жизнь закончилось в Венеции, где у постели больного Мюссе она нашла
своего нового возлюбленного - врача Пьетро Паджелло.
С некоторыми из ее
любовников отношения складывались совсем иначе, когда Санд полностью
контролировала ситуацию. Разница в годах никогда ее не останавливала: белокурые
юноши, которые вызвали материнские чувства, всегда были ее слабостью. Именно в
таком ракурсе происходил ее роман с выдающимся польским композитором Фредериком
Шопеном. Он был на шесть лет моложе нее и их связь длилась более девяти лет.
Жорж Санд обожала его музыку и самого композитора, преследуя его всюду. Их
роман начался в 1838 году, по мнению критиков, именно в эти годы они создали
свои лучшие произведения, и она стала известна миру как автор «Консуэло».
Аврора порвала с ним все отношения, когда он выступил против нее в одном из
споров, которые она вела с мужем своей дочери.
Профессиональным
литератором Жорж Санд стала в 1830 г., когда была сотрудником журнала «Фигаро».
Первый роман «Роз и Бланш» Аврора Дюпен написала в соавторстве с Жюлем Сайдо. Чтобы
подогреть интерес читателей, Аврора решила взять общий для них псевдоним Жюль
Санд (в том, что писателем должен быть именно мужчина, она не сомневалась).
В целом литературное
наследие писательницы охватывает более чем 100 романов и повестей, 18 драм,
большое количество публицистических статей, многотомную автобиографию и более
чем 18 тысяч писем. Работая для газет и журналов, она ежедневно писала 20
обязательных страниц, что стало нормой ее литературного труда.
В начале своего
творчества писательница разработала новый жанр во французской литературе XIX в.
- психологический романтический роман. Обращение к психологическому роману с
минимальным количеством действующих лиц и внешних событий вытекало из
представления писательницы о том, что человек нуждался не столько свободы в
социальном обществе, сколько индивидуальной свободы ее духовной жизни.
Поэтому творчество Жорж Санд - это стремление
переосмыслить литературную традицию, где женщина зависела от социальной среды,
была обречена на унижения. Писательница обращалась к женщине как объекту прежде
всего психологического изображения, отслеживала ее настроения, ход мыслей,
смену чувств. Своим творческим пером она боролась за освобождение женщины, за
ее право распоряжаться собственной судьбой, и называла себя «Спартаком среди
рабынь».
В ее романах создана
целая галерея образов передовых женщин, которые пытались избавиться от унижения
в обществе и браке. В своих произведениях Жорж Санд предлагала идею «свободной
женщины», предоставив ей возможность самой управлять своей судьбой, иметь
равные права и возможности с мужчинами в повседневной жизни и общественной
деятельности.
В многочисленных романах
Жорж Санд идеи освобождения личности, эмансипации женщины, демократизма
сочетались с утопией. Героиням ее литературных произведений часто удавалось
победить в слишком тяжелых жизненных ситуациях. В последний момент им везло:
например, если женщине необходимо поменять возлюбленного, ее муж «случайно»
умирал. В реальной жизни, к большому сожалению, Жорж Санд сама принимала
необходимые меры в аналогичной ситуации, не очень, как видим, надеясь на помощь
свыше.
До последних своих дней
Жорж Санд оставалась верной романтической традиции. Несмотря на это, ее
объединяла тесная дружба с Г.Флобером и О. Бальзаком - сторонниками
реалистического течения. До последних дней писательница не оставляла своего
пера. На склоне лет она пришла к выводу: «Мои внуки - лучшая гигиена души и
тела. С ними я не чувствую заката. Я опять Аврора!» В 1876 г. сердце Жорж Санд
перестало биться.
В творчестве писательницы
критики выделяют три периода:
1.
Период романтического созревания и
возмужания. Этот период продолжался до середины 30-х годов. Для него наиболее
характерными стали романы: «Индиана», «Валентина», «Жак» и др. Ведущая тема -
тема зависимости и унизительного положения женщины в обществе.
2.
Период перелома в мировоззрении и эстетике
Жорж Санд (II пол. 30-х гг. - 1848 г.), связан с ее увлечением утопическим
социализмом. В творчестве писательницы это проявилось в идеализации народа как
носителя высших моральных качеств. Именно в этот период были созданы романы:
«Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», дилогия «Консуэло» и «Графиня
Рудольштадт», «Мельник из Анжибо». Главные герои этих романов - это бунтари -
женщины, и их бунт, преломленный через проблему эмансипации женщины.
3.
Этот период творчества наиболее длительный
и наименее динамичный (после 1848 г.). Писательница все заметнее выходила из
ритма общественного и литературного развития. Она создала ряд романов, в
которых центральное место отведено изображению узкого мира семейной жизни, где
звучали мотивы примирения с действительностью.
Роман «Индиана» -
литературный дебют французской писательницы
«Индиана» также был задуман как совместный
роман, но Жюль Сандо так и не принял участия в его написании, и Аврора Дюдеван
написала сочинение самостоятельно. Она по собственным убеждениям не хотела
выступать в литературе под своим именем. Издатель настаивал на сохранении
псевдонима, который уже был известным читателям. С другой стороны, Аврора не
хотела выпускать в свет книгу под общим псевдонимом, к которой Сандо не имел
никакого отношения. Выход нашли: вымышленную фамилию оставили неизменной, а имя
Жюль изменили на Жорж.
Критики сразу заметили
роман, появились положительные отзывы в литературных газетах и журналах.
Бальзак в свое время писал: «Эта книга - реакция правды на фантастику, нашего
времени - на средневековье, внутренней драмы - на вошедшие в моду необычайные
происшествия, простой современности - на преувеличение исторического жанра». И
только в клерикальных и реакционных кругах произведение встретили враждебно,
рассматривая его как аморальный роман, направленный против брака.
Эпоха достаточно четко
определена: действие охватило период с осени 1827 года до конца 1831 года. Это
годы кризиса эпохи Реставрации, которая привела к падению режима. В романе -
только отклики этих событий. Даже разговоры о политике носили лишь общий,
схематичный характер, что воспринималось только как средство, которое позволило
контрастно противопоставить героев.
По первоначальным
замыслам произведение должно было заканчиваться самоубийством Ральфа и Индианы.
Но это могло негативно сказаться на издании книги, поскольку католическая
церковь осуждала самоубийство. В последней редакции появилась заключительная
глава со счастливой концовкой.
Российские читатели еще
при жизни писательницы познакомились с ее творчеством. Роман «Индиана» в
переводе А. и И. Лазаревых вышел в свет уже в 1833 году и вызвал целую волну
восхищения.
Уже в первом самостоятельном
романе «Индиана» Жорж Санд подняла главную проблему - «женский вопрос».
Бесправие женщины в обществе она рассматривала как выражение несправедливого
общественного строя: «Она не любила своего мужа, потому что ее заставляли его
любить, и ее сознательная борьба против любого морального принуждения стала ее
второй природой, принципом поведения, законом счастья...». В произведении
проблема угнетения женщины переросла в проблему угнетения человека вообще.
В основу романа положены
события из личной жизни писательницы, отношения с мужем и развод с ним, но события
эти романтично переосмыслены и преувеличены. Содержание произведения поднято на
уровень большой социально-нравственной прозы.
В центре книги - личная
драма молодой женщины Индианы, наделенной пылкими чувствами и богатым
внутренним миром. Она страдала от морального угнетения со стороны мужа,
полковника Дельмара, и нашла духовное освобождение в любви к Раймону. Но ее
трагедия росла в процессе того, как Индиана все больше влюблялась в Раймона,
человека скорее эгоистичного и непостоянного в любви. Его также любила служанка
Нун, которая закончила жизнь самоубийством из-за любви к нему. Хотела уйти из
жизни и Индиана, когда Раймон, испугавшись осуждения общества, отказался от
нее. Но героиня, отстаивая собственную самоценность и самоуважение, стремилась к
коренной ломке общественных стереотипов, направленных против женщины.
Конфликт между Индианой и
Дельмаром постепенно разгорелся с небывалой силой. Героиня бросила мужа и
решила ехать в Париж разыскивать Раймона. Но он уже забыл ее и женился.
Любовник отвернулся от Индианы, узнав, что она покинула дом, мужа, потому что
боялся скандала. И молодая женщина в отчаянии вернулась обратно на остров. Там
она узнала о тайной и глубокой любви кузена Ральфа Брауна. Вместе с ним Индиана
должна была броситься в водопад. Но благодаря случаю молодые люди не погибли и
зажили счастливо.
Природная искренность и
душевность, молодой задор и неугасимая энергия помогли главной героине романа
найти свое счастье. Она сделала сознательный выбор спутника жизни и обрела
собственное предназначение: любить и быть любимой. Тем самым Жорж Санд
постановила, что счастье человека вне цивилизации, в общении с природой. Этими
мыслями писательница была близка идеям Ж.-Ж. Руссо. Но в более поздних романах
она отказалась от такого романтического финала, и герои последующих романов часто
находили выход в самоубийстве.
На протяжении всего
творчества Жорж Санд настойчиво искала свой стиль, отказавшись лишь от
реалистичного созерцания мира, в котором, по ее мнению, не достаточно фантазии,
выдумки и идеальности. Как писатель - романтик она всегда шла к идеалу,
призывала «изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какими
они есть». Эти эстетические принципы отразились и в ее последующих романах.
Рекомендуем обратиться к следующим материалам:
https://www.youtube.com/watch?v=dUUGxbEtD3k - Передача о Жорж Санд.
С лекцией ознакомлена, Милана Меджидова, 1 гр 2 курс РО
ОтветитьУдалитьСалихова Хадижат,2 РО,2 группалекцию изучила,конспект сделала.
ОтветитьУдалитьМагомедова Айшат,2 РО,2 группа,лекцию изучила.
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила🌈
ОтветитьУдалитьКонспект написала🌈
Спасибо за информацию 👍
ОтветитьУдалитьДавудова Патимат 1 группа 2РО
ОтветитьУдалитьс лекцией ознакомилась. Спасибо)
Алиева Ульяна 1 группа
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию
Ахмедова Муминат 1 группа
ОтветитьУдалитьСпасибо, лекцию пишу, через себя комментарий оставить не получается
КУРБАНОВА РАИСАТ 1ГР
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Лекцию изучила, конспект сделала
ОтветитьУдалитьЗеленова Виолетта, 2 курс РО 2 группа
Реут Екатерина 2РО 1гр. с лекцией ознакомлена, спасибо
ОтветитьУдалитьЛекцию излучила. Спасибо за материал
ОтветитьУдалитьСамый стильный и эстетически оформленный блог🔥
ОтветитьУдалитьИсаева Марьям
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась 👍 спасибо за материал
Мусаева Наида
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию, очень интересный материал 👍🏻Пишу с аккаунта Самедовой т.к через свой войти не получилось
Сурхаева Саида 1г.,2к. р.О
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию
Муслимова Альбина 1г.,2к.Р.О
ОтветитьУдалитьСпастбо за лекцию
Казиева Ума, 2РО 2 группа
ОтветитьУдалитьСпасибо за то, что не забываете о нас
Махмудова Гулисер РО2 2 группа
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию, конспект сделала 🙏
У меня проблемы с доступом на сайт, поэтому пишу так
Алиева Ума, 2 группа 2РО
ОтветитьУдалитьЛюблю ваши лекции. Спасибо)
Хизриева Тайбат, 2РО, 2 группа
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за интересную лекцию. Конспект выполнила
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьМаксудова Хава, 2 гр. Лекцию изучила, спасибо за материал))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, прочла,законспектировала, спасибо! Алиева Гёзелия,2 группа РО
ОтветитьУдалитьСпасибо.Лекцию изучила
ОтветитьУдалитьИсахаева Булбул 1 группа
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила. Спасибо за информацию. Через свой аккаунт не получается оставлять комментарий.
С лекцией ознакомилась, конспект сделала. Спасибо за материал🍀
ОтветитьУдалитьМагомедова Насиба ,2РО (2 группа )
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила ,конспект написала .Спасибо
Джабуева Сара 2ГР ,Лекцию изучила ,конспект сделала
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию!Ознакомилась и переписала в лекционную тетрадь)
ОтветитьУдалитьДибирова Диана 2 группа.
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила,конспект написала.
Лекцию изучила, конспект сделала
ОтветитьУдалитьАлиева Динара