Гротеск


Гротеск как основа построения романтического образа


   1.    Понятие «гротеск» нуждается в особом освещении, ибо до настоящего времени можно встретить неверное употребление термина – в значении «гипербола» применительно к отрицательным явлениям.
  2.   Гротеск (от итал. grottesco – причудливый) – это вид комического, основанный на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, и это позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
   3.      Именно романтикам принадлежат главные открытия в области изучения гротеска и его поэтики. Мир представляется романтикам лишенным гармонического равновесия, абсурдным, а человек – потерявшим верность матери-природе, зацикленным на материальном, на деньгах, нравственно деградировавшим. Гротеск в их понимании должен был обнажить оскал  неромантического столетия – ненавистного романтикам века филистерства и буржуазной меркантильности. Даже французскую революцию, породившую романтизм, Фридрих Шлегель трактовал как «ужаснейший гротеск эпохи, где в страшном хаосе смешались глубочайшие предрассудки и жесточайшие преследования века». 
4.      Гротеск является основой композиции и построения главного образа повести-сказки «Крошка Цахес», ибо гротескным представляется автору сам реальный мир. Основа конструкции образа маленького уродца и конфликта заключена в противостоянии сущности и видимости, причем видимость становится сильнее сущности. Гофман нагромождает нелепости: карлик получает чин министра и орден зеленопятнистого тигра на 20-ти алмазных пуговицах. Гибнет Цахес в конце повествования: тонет в «роскошном серебряном горшке», подаренном ему самим князем в знак особой милости. Нереален как цвет ордена, так и его размер. Эта нереальность умышленная. На этой яркой гиперболе построен и образ Цахеса, и романтический гротеск, двойственный в своей основе и усиливающий контрасты реальности путем заострения, укрупнения явлений.
5.      Предсказав будущие тоталитарные режимы ХХ века, великий Гофман создает гротескно-сатирический образ «просвещенного» государства, мощной опорой которого являются полиция и церковь. В таком государстве даже могущество волшебников напрямую связано с золотом: фея раз в девять дней причесывает Цахеса золотым гребнем, чтобы усилить его мощь, направленную на присвоение чужих достоинств.
6.      Свойства Цахеса – ничтожества, паразитирующего на чужих талантах и подчиняющего себе всех окружающих, – черта вневременная. Герой романа известного немецкого писателя конца ХХ века Патрика Зюскинда «Парфюмер» Гренуй унаследовал черты Цахеса.

7.      Гротеск, то есть контраст между внешней и внутренней сторонами героев, лежит и в основе характеров героев романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В каждом характере ярко выражена какая-то одна черта. Феб внешне прекрасен, но внутренне пуст, чем воплощает светское общество. Эсмеральда прекрасна внешне и душой, но не может оценить любовь Квазимодо.
8.       Наиболее яркий гротеск романа Гюго – образ Квазимодо: внешнее безобразие скрывает в нем душевную красоту. Искривленный, горбатый и одноглазый, настоящее романтическое чудовище, он кажется «ожившей химерой», люди ненавидят его за уродство, а он платит им озлоблением. Даже Эсмеральде не дано разгадать его прекрасную душу, недаром он горестно шепчет вслед счастливому сопернику: «Значит, вот – каким надо быть! Красивым снаружи!».

    9.      Гротеск конструирует и образ Собора – композиционного центра романа, связывающего так или иначе все события. Собор совмещает несовместимые архитектурные стили разных эпох. Собор – это одновременно «следствие творческих усилий народа» и культовое сооружение, отнявшее у тех, кто с ним соприкасался, свободу духа.



Комментарии

Отправить комментарий